Главная » 2016»Декабрь»27 » Дана первая оценка влияния контрольно-надзорной деятельности государства на экономический рост.
03:18
Дана первая оценка влияния контрольно-надзорной деятельности государства на экономический рост.
https://ystav.com/za-god-provedeno-bolee-13-milliona-vneplanovyh-proverok-s-kazhdoy-proverki-biznes-teryaet-133-pribyli/
08:46 | 25.12.2016 г. | Ystav.com
За год проведено более 1,3 миллиона внеплановых проверок. С каждой проверки бизнес теряет 13,3% прибыли
Дана первая оценка влияния контрольно-надзорной деятельности государства на экономический рост. Миллионы проверок губят экономику страны хуже войны
Институт проблем правоприменения при Европейском университете в Санкт-Петербурге при поддержке Центра стратегических разработок подготовил аналитическую записку «Влияние плановых проверок на деятельность организаций».
Устав.Ком познакомили с результатом этой работы
Записка стала результатом пилотного исследования, проведенного Институтом на данных о плановых проверках 2010-2014 годов из шести регионов РФ (включая Свердловскую область), которым подверглись свыше 100 тысяч юридических лиц.
Исследование ответило на несколько вопросов:
Какое количество трудовых ресурсов забирают «проверочные работы»?
Влияют ли проверки на экономические показатели предприятий? Если да, то в какой степени?
Какие фирмы сильнее всего страдают от тяжести регулятивного бремени?
За кем «охотятся» проверяющие?
Институт применил современные методы анализа данных и моделирования для ответа на эти вопросы.
По самым консервативным оценкам, за год два процента всего рабочего времени в стране затрачивается на контрольно-надзорную деятельность. Занятие производительной деятельностью вместо проверок увеличит валовой выпуск как минимум на такое же количество пунктов прибыли.
Оптимизация контрольно-надзорной деятельности является серьезным ресурсом для достижения среднемировых темпов роста экономики России – цели, заявленной Президентом как приоритетной в послании Федеральному собранию в 2016 году.
Анализ показал, что факт проверки фирмы среднего размера связан с уменьшением ее прибыльности на 0,42 процентных пункта (или 6,2%).
Но наибольший ущерб, при прочих равных, проверка наносит малому бизнесу. Так, в год проверки прибыльность малого предприятия может снизиться уже на 0,72 п.п. (или 13,3%).
При этом крупному бизнесу удается избежать негативных эффектов от проверок. Заметим, что речь в данном случае идет исключительно о плановых проверках. Данные о потенциально более разрушительных внеплановых проверках пока не доступны для анализа.
Кто, кроме малого и среднего бизнеса оказывается под прицелом надзорных ведомств?
Значительная часть проверок направлена на предприятия и организации, находящиеся в муниципальной, региональной и федеральной собственности (школы, больницы, муниципалитеты). И если в здравоохранении постоянный контроль оправдан высокими потенциальными рисками, то когда речь идет об образовательных учреждениях или муниципалитетах, повсеместные проверки ведут преимущественно к неоптимальному использованию бюджетных средств.
Проведение «умной» контрольно-надзорной политики требует наличия соответствующих данных.
Сейчас государство заявляет о наличии инструмента для сбора и анализа проверочной деятельности – «Единый реестр проверок» (https://proverki.gov.ru). Аудит, проведенный Институтом показал, что его данные не могут быть использованы для анализа.
Например, общее количество проверок в наборах открытых данных «Единого реестра проверок» с января 2015 по декабрь 2016 годов составило 398 тысяч плановых и 535 тысяч внеплановых проверок, при том, что в действительности только в 2015 году было проведено уже 1,3 миллиона внеплановых проверок.
В своей аналитической записке авторы предлагают ряд конкретных мер по развитию и улучшению Реестра проверок как потенциально важного инструмента по контролю за проверяющими.
Программа по реформированию контрольно-надзорной деятельности включена в число приоритетных проектов, которые будут реализовываться на площадке Совета при Президенте по стратегическому развитию и приоритетным проектам.
Реформа КНД должна привести к снижению уровня административной нагрузки на предпринимателей со стороны контролёров – на 50% по отношению к 2016 году, а также существенно изменить наполнение и работу Единого реестра проверок. Эксперты Центра стратегических разработок совместно с Открытым правительством ведут работу по гармонизации предложений приоритетного проекта и Стратегии 2018-2024.